Я не знаю ничего про Анисимова, кроме того, что он — карьерный выпускник мехмата, но как бы там ни было, ректора должен избирать сам ВУЗ, независимо от формы его собственности — государственный он или частный. С этого мы начинали после распада СССР. С тех пор такой порядок перестал существовать, но мое мнение остается неизменным: государство не должно вмешиваться в академическую науку. Это прямое нарушение академической свободы.
К сожалению, мы никогда не сможем узнать, почему на самом деле ушел Кузьминов. Я полностью согласна с Кириллом Роговым: Ярослав Иванович по своей воле не ушел бы никогда. Видимо, ситуация сложилась таким образом, что оставаться дальше стало невозможно. Но для его ухода давно сложились определенные предпосылки: вся политика Кузьминова последних пяти лет медленно, но верно подводила его к подобному исходу. Удивительно, что при его принципах работы такого не случилось гораздо раньше.
Однажды сдав хоть одного своего профессора, ты становишься на путь, где нет возврата. Уступки такого плана непременно будут иметь разрушительные последствия. Мы предупреждали его об этом еще год назад. Мы говорили: «Если будешь сдавать своих коллег, однажды ты попадешь сам», но, очевидно, что к этим словам он не прислушался.
Имея огромный кооператив сильных профессоров, он не имел права на собственный выбор, основанный на тех моральных принципах, которым он следовал. Фактически полностью ограничен в своих действиях был, например, Евгений Григорьевич Ясин, и это совсем не свидетельство успешной политики ВУЗа.
Что означает назначение нового ректора извне? Я думаю, что в данном случае прав Алексей Алексеевич Венедиктов, который сказал, что это назначение – явное проявление контроля за образованием. Именно из образовательной среды и из нормальных университетов выходит сегодняшний протест — людей учат свободе, учат защищать свои права, передают современные европейские знания, и все это становится очень опасно для власти, которая стремиться взять под свой контроль и российскую, и мировую науку.
Кроме того, «Вышка» — это огромный и дорогой актив, и это вполне может быть вариантом попутного рейдерского захвата. Факультет права уже был захвачен год назад и внешние деканы, которые тогда пришли, разрушают его. Это вполне традиционно для российской власти — забрать хороший актив.